2. Областные, Главное Киевское и Севастопольское городские управления по делам защиты прав потребителей – в соответствии со ст. 2444 КУоАП; ст. 5 Закона Украины от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 1023); приказом Госпотребстандарта от 09.10.2003 г. № 169 «Об утверждении Положения о Главном управлении по делам защиты прав потребителей в Автономной Республике Крым, главных областных, областных, Главном Киевском и Севастопольском городских управлениях по делам защиты прав потребителей»; приказом Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 10.01.2001 г. № 3 «Об утверждении Положения о порядке применения государственными органами по делам защиты прав потребителей финансовых санкций за нарушение Закона Украины «О государственном регулировании производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями».
3. ГНА Украины и ее структурные подразделения, а также их территориальные органы – в соответствии со ст. 8, ст. 10 Закона Украины от 04.12.90 г. № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине»; п. 4 Указа Президента Украины от 13.07.2000 г. № 886/2000 «Об утверждении Положения о Государственной налоговой администрации Украины»; п. 6 постановления КМУ от 02.06.2003 г. № 790 «Об утверждении Порядка применения финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» (далее – Постановление № 790). Полномочия данного органа распространяются исключительно на субъектов, осуществляющих торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями.
4. ДААК как орган лицензирования – в соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона № 481; п. 6 Постановления № 790. Полномочия данного органа распространяются исключительно на субъектов, осуществляющих торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями.
Перечень указанных органов, обладающих «карающими» полномочиями в исследуемой сфере, является исчерпывающим. Ни одно ведомство, кроме вышеупомянутых, полномочий на применение санкций за отказ (невозможность) предъявить сертификат соответствия не имеет.
Санкции за отказ (невозможность) предъявить сертификат соответствия
Отказ предпринимателя (должностного лица предприятия) предъявить проверяющим сертификат соответствия может повлечь за собой два не связанных между собой вида ответственности.
Во-первых, в соответствии с абз. 4 ст. 23 Закона № 1023 за торговлю без сертификата соответствия товарами, подлежащими обязательной сертификации, предусмотрена финансовая санкция в размере 50 % от стоимости полученной для реализации партии товара, а если речь идет о частных предпринимателях, освобожденных от обязательного ведения бухгалтерского учета, – в размере 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Если же речь идет о торговле алкогольными напитками и/или табачными изделиями – штраф составляет 200 % от стоимости полученной для реализации партии товара, но не менее 1700 грн. (абз. 7 ст. 17 Закона № 481). В данном случае субъектом правонарушения выступает субъект хозяйственной деятельности.
Во-вторых, торговля без сертификата соответствия образует собой состав правонарушения, предусмотренного ст. 155 КУоАП. Данной статьей предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 1 до 10 ннмдг, а если лицо на протяжении года уже совершило подобное правонарушение – от 5 до 27 ннмдг. Субъектом правонарушения выступает физическое лицо (предприниматель либо руководитель или иное должностное лицо предприятия).